Доставка в любой
город России
Безопасная оплата
картой на сайте
Горячая линия
8 800 200 61 68
Удобная покупка на сайте,
быстрое оформление заказа

Первое знакомство

Как уже успели понять наши постоянные читатели, журнал «Лоцман» при изучении и тестировании любого плавсредства уделяет особое внимание обеспечению безопасности и живучести самого изделия.

В то же время, в силу ряда общеизвестных причин, руководители производственных компаний крайне неохотно идут на контакт с журналистами. Первый разговор получается зажатым, так как стороны для начала присматриваются друг к другу. Но в этот раз «смотрин» практически не было, а открытость руководства и конкретный деловой разговор приятно удивили с самого начала. Чуть позже стало ясно, что в компании WINBOAT на первое место при создании моделей также ставят безопасность, живучесть и мореходность. А значит, свежий взгляд со стороны может оказаться весьма полезным.

Обменявшись рядом примеров на эту тему и кратко обсудив их, мы направились в производственные цеха, где нам были представлены модели основных технических решений узлов, отвечающих вышеперечисленным требованиям.

Производство РИБ WinBoat

РИБ от WINBOAT

Складные РИБы были разработаны специалистами компании достаточно давно и прошли путь от экспериментальных моделей в 2004 году к мелкосерийному производству в 2005-2008 годах, а затем, начиная с июля 2009 года, и к полноценному серийному производству.

Основной несущий элемент - жесткий, складной, из трех или четырех секций (в зависимости от длины) корпус с реданами из высокопрочного стеклопластика, отливаемый на собственных матрицах, скрепленных между собой гибкой петлей из ПВХ. Толщина днища по килю составляет около 6 мм. Этот несущий элемент снабжен трехсекционными надувными баллонами из ткани ПВХ плотностью 1100 г/м2. Сборка жесткого корпуса происходит в течение двух-трех минут, без прикладывания особых усилий, путем закручивания вручную двух винтовых амортизирующих зажимов (без учета накачивания/сдутия баллонов).

Разработанный и запатентованный компанией способ складывания пластикового корпуса классического РИБа позволяет производить целую линейку складных катеров РИБ размером от 3,3 до 4,6 м, имеющих различное назначение (моторные, гребные, парусные). Вес складных моделей начинается от 43 кг - самый маленький РИБ - и заканчивается на 72 кг у самого большого.

Принципиально новый подход к производству складного стеклопластикового корпуса позволил решить разом множество задач:

  • максимально упростить процесс сборки и разборки лодки;
  • существенно уменьшить габариты в походном положении;
  • уменьшить вес изделия не в ущерб прочностным характеристикам;
  • обеспечить максимально точное прилегание секций друг к другу;
  • повысить ремонтопригодность;
  • уйти от изготовления двойного корпуса, что избавило от необходимости следить за скоплением воды и конденсата в межпалубном пространстве. Небезызвестно, что двойной корпус сложнее по ремонтопригодности, при эксплуатации он более подвержен деформации, особенно в узлах соединения корпусов, а также более требователен к уходу и хранению, особенно в зимний период (удаление воды, конденсата и сушка - довольно сложные и долгие процессы);
  • избавление от стяжного троса. Межсекционное крепление стало более надежным и абсолютно безопасным, поскольку обрыв троса, стягивающего секции между собой, приводит к серьезной аварийной ситуации. Такой обрыв может произойти по нескольким причинам: удар о твердый предмет, развальцовка оконечника троса в носовой части, разрушение пластика в носовом креплении троса.

Оригинальный подход при изготовлении складного (что существенно облегчает транспортировку) шверт-бота с парусным вооружением в 6 м2 и хорошими мореходными данными (модель 460RS) особенно пришелся по душе зарубежным покупателям.

Глубокий вместительный кокпит, быстрая трансформация из парусного в моторный или весельный вариант и обратно, а также возможность хождения под парусом, не снимая двигателя, заметно выделяют эту модель среди зарубежных собратьев. Аналоги подобных конструкций шверт-ботов за рубежом отсутствуют. Международный патент на свои изделия позволит WINBOAT закрепить лидерство в этом сегменте на ближайшие годы.

Стоит отметить, что специалисты компании выполняют весь технологический цикл: изготовление и стеклопластиковых корпусов, и баллонов ПВХ. В то же время другие производители работают либо только с пластиком, либо только с тканью ПВХ. Другим компаниям, при создании собственных моделей РИБов, приходится вступать в кооперативные отношения.

Производство РИБ WinBoat. Формовочный цех.

 

Благодаря разносторонней высокой подготовке сотрудников компания имеет огромный потенциал, несмотря на то что WINBOAT пришла к полноценному производству только в июле 2009 года. За последние три года эти РИБы на отечественном и зарубежном рынке зарекомендовали себя с наилучшей стороны, спрос на них ежегодно растет. В среднем каждый год WINBOAT реализует около 1000 комплектов РИБов. К сожалению, мощности компании пока не могут в полном объеме удовлетворить заказчиков. Для решения этого вопроса и увеличения объемов производства WINBOAT организовала в Великом Новгороде еще одну производственную площадку.

Внутренняя приемка качества

Каждое изделие перед отправкой на склад или в торговый зал проходит производственный контроль качества. Проверка качества склейки швов и накладных элементов осуществляется с помощью обыкновенного шила. Если шило проходит под склеенные элементы, РИБ идет на доработку. Проверку швов на давление производят с помощью клейкой ленты. Если шов травит и лента в этом месте отходит, то РИБ также идет на доработку.

Устранение дефектов обеспечивает высокую надежность конструкции и позволяет компании WINBOAT уверенно давать четырехлетнюю гарантию на свои изделия. В перспективе планируется на основе анализа продаж и рекламаций со стороны клиентов увеличить гарантию до пяти лет. Заметим, что средняя гарантия известных производителей лодок из ПВХ не превышает двух лет.

Преимущества складных РИБов в сравнении с лодками из ПВХ

  1. При практически одинаковых весовых характеристиках комплектов (малоразмерные комплекты разборных РИБов даже легче, чем одноразмерные комплекты лодок из ПВХ), время сборки/ разборки, без необходимости предварительного поиска ровной площадки, значительно меньшее. Более удобная и простая конструкция для сборки/разборки. Тот, кто имел опыт, особенно первый, при сборке лодки из ПВХ, должен помнить, как бывало тяжело защелкнуть продольные замки, чтобы зафиксировать пайолы. Сколько было прищемленных пальцев «до синяков и до первой крови»?
  2. Лучше управляемость и мореходность. Жесткий корпус выводит РИБ на глиссер мягче, без активного задирания носа. На лодках из ПВХ с жестким полом, как бы тщательно ни был накачан кильсон, при спуске лодки на воду температура воздуха в кильсоне становится равной температуре воды и ниже температуры окружающего воздуха, вследствие чего давление в кильсоне падает и ухудшается жесткость килевой части лодки. По той же причине еще хуже дело обстоит с лодками из ПВХ, оснащенными аэрдеками (надувным полом). Для восстановления динамики движения и управляемости в лодке из ПВХ периодически приходится подкачивать кильсон или аэрдек.
  3. Модели РИБов с двигателями мощностью до 10 л.с. (этот параметр важен в связи с отменой регистрации маломерного судна) имеют расход топлива в среднем на 20 % ниже по сравнению с лодками из ПВХ. Например, модель РИБа 360 RF с двумя людьми на борту уверенно выходит на глиссер и достигает скорости 24 км/ч при мощности двигателя всего 5 л.с., с одним человеком скорость возрастает до 28 км/ч.
  4. При всех спущенных баллонах на лодке из ПВХ падает транец, что не позволит эксплуатировать мотор и она неизбежно утонет (в лучшем случае, в зависимости от загрузки, будет нулевая плавучесть), а на РИБе транец жесткий, даже при всех спущенных баллонах мотор на нем будет висеть и работать, вытягивать лодку на ход, что позволит при благоприятных погодных условиях остаться на плаву.
  5. Жесткий корпус из высокопрочного пластика лучше защищает от порезов днищевую часть. Можно без опасений даже на небольшой скорости «выползать» на незнакомый и необорудованный берег. Днищевая часть РИБа жесткая и из-за конструктивных особенностей не способна складываться в местах соединений. Если же сравнивать с лодками из ПВХ, то на некоторых при падении давления в кильсоне иногда происходит «поднятие» или «гуляние» пайол в местах соединений внутрь кокпита (о данном факте можно почитать на тематических интернет-форумах).
  6. Лодка из ПВХ требует более тщательного ухода, после эксплуатации необходимо промывать внутреннюю часть судна, удалять песок и грязь, которая при попадании в пайольные замки и стрингеры со временем вызывает износ материала и, соответственно, люфт соединений, также на металлических элементах возникают каверны и заусенцы. РИБ можно мыть только из эстетических соображений. Места соединений секций РИБа находятся в воде. Во время движения РИБа узлы соединений амортизируют благодаря резиновым втулкам, внутри соединений создается повышенное давление и вода вымывает всю грязь, не вызывая износа соприкасающихся секций.

Наряду со складными РИБами, компания WINBOAT производит и классические РИБы, технические характеристики которых приведены в табл. 2.

Краш-тест складной секции РИБа от WINBOAT

Во время очень живого, в прямом смысле этого слова, спора с коллективом WINBOAT над статьей в журнале «Лоцман» №1 «Покупаем катер: алюминиевый или пластиковый?» руководство компании вполне обоснованно отстаивало точку зрения, что их пластиковая конструкция дна значительно совершеннее алюминиевого, и в отношении ремонта гораздо выигрышнее. Выслушав мои доводы в пользу металлической конструкции, руководитель компании Сергей Веретенников предложил пройти в цех, где делают корпуса, чтобы продемонстрировать мне прочность пластиковой конструкции лодки.

Для испытания со стола была снята кормовая секция дна малоразмерного РИБа со средней толщиной пластика от 4 до 6 мм. Сергей Веретенников взял кувалду весом 5 кг и начал что есть силы наносить удары по пластику. С каждым взмахом кувалды сила удара только усиливалась, а сам инструмент гулко опускался то на ровное дно, то на ребро редана, то на киль, то на транец. В начале «истязания» у меня буквально сжималось сердце, поскольку было больно видеть, как новая, только что склеенная и готовая к сборке секция принимает на себя безжалостные удары. Но через какое-то время я понял, что пластик мягко отыгрывает удар в противоположную сторону без особых последствий. Когда все закончилось, я посмотрел на вспотевшего Сергея, и он мне предложил: «А теперь можешь посмотреть!» Чтобы не описывать свое удивленное лицо, скажу сразу: сломать «испытуемого» не удалось, не было ни одной трещины, ни одной «паутины», а в местах удара остались только легкие сколы гелькоута (декоративного слоя).

Немного отдышавшись, Сергей взял топор и снова стал наносить удары по дну в самых тонких его местах. Только с четвертого удара удалось пробить дно, где получилась рваная дыра. Потом в дело вступил топор в одной руке, по обуху которого наносила удар другая рука с кувалдой. Здесь пластик в тонких местах уступал со второго удара в одно и то же место. Пластик толщиной 6 мм, ребра реданов и транец пробить не удалось ничем. После всего увиденного комментарии были излишни. И не будем забывать, что попасть в РИБе на воде в похожие условия будет довольно-таки трудно.

Алюминий толщиной 4 мм тоже, возможно, выдержал бы серии таких ударов, но его нельзя восстановить к первоначальному виду. Конечно, много шпаклевки, а потом хорошей краски вернули бы лоск, но металл был бы уже растянут и потянул бы за собой другие элементы набора корпуса. Хорошо, если дно выкрашено краской, но ведь на многих моделях катеров и РИБов оно идет не обработанным.

Наш вывод

Пластиковый разборный РИБ компании WINBOAT - изделие прочное и надежное, с целым рядом преимуществ в сравнении с одноразмерными лодками из ПВХ. Остальные выводы, думаем, вы уже сделали сами, в ходе чтения этой статьи.

Добавим, что компания WINBOAT предложила нам провести независимые тесты разборных РИБов в навигацию 2013 года, чем мы непременно воспользуемся и подробно отчитаемся на страницах летних выпусков «Лоцмана».

Роман Чубаров

«Лоцман. Эксперт морской практики» № 4/декабрь 2012