Особое уважение вызывают люди, которые воплощают в жизнь новые проекты. Двигаясь по пути поиска новых, оригинальных решений, компания WinBoat творчески подошла к созданию интересного по своей задумке РИБа.
За основу были взяты две идеи, которые можно с уверенностью от- нести к разряду смелых. Судите сами: складное днище РИБа оригинальной конструкции состоит из отформованных листов стеклопластика толщиной всего 4 мм, соединённых между собой путём проклейки лентой из ПВХ-ткани. Также здесь использовано необычное, но на практике проверенное решение – установка съёмного транца. А в купе с надувными баллонами, образующими жёсткую конструкцию судна, да не простого, а изящного по своему исполнению, вышеупомянутые решения разработчиков позволяют лодке поражать своими мореходными качествами и мягкостью хода по волне.
Кто-то сравнил конструкцию этого РИБа с искусством оригами, но в данном слове нас интересует лишь первый слог – «ори» (в переводе с японского: «складной»). Именно это качество делает данное судно востребованным теми, кому важны его небольшие габариты в сложенном состоянии. Немаловажным фактором является и вес, который для лодки длиной 3,3 м составляет всего-то 31 кг! А так как производитель рекомендует максимальную мощность мотора 10 л.с., то суммарный вес комплекта получается меньше 100 кг, поэтому не требуются регистрация с постановкой на учёт и прохождение техосмотра. Такие параметры потребителя только радуют! Толщина днища составляет 4 мм, чего вполне достаточно для обеспечения жёсткости. В то же время остаётся некоторая эластичность, сглаживающая сильные удары волны – в результате получаем мягкий ход при волнении.
Необходимо отметить ещё один важный аспект. За транцем днище образует своеобразные транцевые плиты, которые выполняют две важные функции: обеспечивают «правильный» срыв потока и опору при выходе в режим глиссирования. Обводы днища имеют глубокое V, том числе и возле транца, что позволяет получить хорошие мореходные качества судна. Конструктивно днище усилено двумя поперечными съёмными шпангоутами.
Съёмный транец имеет четыре точки опоры, крепится к баллонам и днищу с помощью шпилек из полиамида, которые фиксируются торцевыми колпачками на резьбе. Для большинства производителей лодок является сильной головной болью высота транца, так как у производителей моторов нет единого стандарта.
В данной конструкции подобрать нужную высоту под свой мотор не составит большого труда. Не исключено, что со временем компания WinBoat сделает пару-тройку вариантов транцев разной высоты, подходящих для популярных на рынке двигателей. Но этот вопрос правильнее адресовать дилерам, которые, продавая лодку, должны выяснить у покупателя, с каким мотором будет эксплуатироваться комплект, и предложить подходящий по высоте транец.
У покупателя может возникнуть вопрос: «А хватает ли прочности для данного вида крепления транца к баллонам лодки?». Да, хватает.
Но раз транец съёмный, то как же обеспечивается герметичность кокпита? Ответ очевиден – переборкой, выполненной из ткани ПВХ. Кстати, творческие люди, имеющие некоторые навыки рукоделия, могут между переборкой и транцем сделать своеобразный садок для рыбы, тем самым сохраняя её свежей. Во всём можно найти дополнительные плюсы.
Мне же было интересно проверить надёжность транца в статике. Я вешу 80 кг, а установленный на транц е 4 - тактный мотор – 26 кг, плюс костюм на мне, пропитанный водой, добавил ещё 4 кг. В сумме получилось 110 кг. Вот та- кую нагрузку я создал на данный транец, вылезая из воды и опираясь на мотор. Не возникло даже намёка на «слабое» звено!
Отвлекаясь, хочу внести некоторое уточнение: клеевое соединение на каждую точку опоры транца рассчитано на более чем 250 кг на отрыв. А таких точек четыре! Несложный расчёт должен навсегда убрать все сомнения касательно прочности крепления транца к баллонам и днищу.
Баллоны имеют диаметр 430 мм, а так как по конструкции это судно является РИБом, то объём кокпита получился достаточно приличным, даже учитывая размер лодки 3,3 м в длину. Кстати, надо затронуть вопрос остойчивости: она на хорошем уровне, да и к V-образному днищу привыкаешь быстро.
Производитель даёт рекомендацию эксплуатировать судно под 5-сильным мотором, а также ограничивает 10-сильным агрегатом на транце и весом не более 40 кг. Для теста были выбраны два мотора: 6-сильный Mercury с установленным винтом 8 шага и Toyama 9,8 с винтом, имеющим шаг 8,5.
Были сделаны замеры с одним человеком и двумя людьми на борту. Загрузка в первом случае составила 100 кг, а во втором – 160. Под 6-сильным мотором лодка пошла 27 и 24 км/ч, соответственно загрузке. Когда же на транец был установлен мотор мощностью 9,8 л.с., скорость возросла до 33 и 30 км/ч. Как видим, разница не столь значительная – всего 6 км/ч. Выбор мотора остаётся за владельцем. 4-тактный мотор будет более экономичным. Если на мотор 9,8 установить винт 10 шага, то скорость с одним человеком на борту будет около 37-38 км/ч.
Есть одна особенность, на которую я хотел бы обратить внимание покупателя: на рынке представлены моторы с заявленной мощностью 9,9 или 10 л.с., у которых вес более 45 кг. Это, например, производимая компанией Mercury модель F 10 MH EFI (или её брат-близнец от компании Tohatsu – MFS 9,9 ES). Оба двигателя имеют вес 47,5 кг и, по сути, являются дефорсированными «двадцатками». С подобными характеристиками есть и мотор от компании Suzuki – 9,9BS, вес и мощность которого соответствуют «двадцатке» – 46 кг. Если у большинства опытных водномоторников не возникнет желание устанавливать подобные двигатели на транец этой лодки, осознавая последствия такого шага, то у некоторых новичков – запросто. Будьте внимательны, ведь речь идёт о вашей безопасности!
Новый модельный ряд РИБов – ARF – безусловно найдёт своих поклонников. И у компании WinBoat уже есть заказчики за рубежом, что напрямую указывает на востребованность новинки. Лично мне во время теста лодка понравилась своей оригинальной конструкцией и простотой сборки, а также мягкостью хода по волне и, конечно же, небольшим весом.
Единственным незначительным недочётом, на мой взгляд, является отсутствие на баллоне ручек как для водителя, так и дополнительной для пассажира – обе напрашиваются на расположение в миделе кокпита судна. Представители компании на это замечание отреагировали положительно, согласившись с тем, что ручки увеличат безопасность и повысят комфорт при движении по волне.
Хочу отметить, что был также проведён тест хождения лодки под вёслами. Скорость 5 км/ч не является предельной, а для ловли рыбы «на дорожку» достаточной. Если учесть, что рыболовы чаще всего ловят рыбу на скорости 3,5-4 км/ч, то тут даже есть своего рода запас.
Очень понравились банки, изготовленные из пластика АБС – лёгкие и прочные. Перемещаются они по принципу ликпаз-ликтрос.
Отмечу также и культуру производства, аккуратно выполненные швы; где необходимо, сделаны усиления. Всё это начинаешь ценить, когда через твои руки пройдёт не одна лодка и сам, занимаясь тюнингом, возьмёшь в руки клей.
Проводя оценку характеристик судна, могу утверждать, что данный РИБ отлично подойдёт для рыболовов или просто водномоторников, любителей провести свой отдых на воде, желающих иметь надёжное судно с хорошими мореходными качествами.
Автор: Андрей СПИРИН
Фото: Валерия БЕЛОВА